Первая помощь детям: реанимация

13.05.2014
 курс обучения сердечно-легочной реанимации (СЛР) детям

Ниже приводится полная последовательность сердечно-легочной реанимации (СЛР) для детей и младенцев. Каждому родителю настоятельно рекомендуется пройти курс обучения оказанию первой помощи, где значительно легче понять и запомнить СЛР.

1. Убедитесь, что данное место безопасно.

  • Проверьте, нет ли опасности, например, источников электрического тока или проезжающие машины.

2. Проверьте, реагирует ли ребёнок на раздражители.

  • Аккуратно потеребите ребенка и громко спросите, все ли в порядке.
  • Не встряхивайте детей с подозрением на повреждение шеи.

3А. Если ребенок отреагировал словом или движением:

  • оставьте его в положении, в котором он находится (при отсутствии опасности вокруг);
  • проверьте его состояние и, если требуется — окажите помощь;
  • регулярно проверяйте, изменилось ли его состояние.

3B. Если ребенок не реагирует:

  • зовите на помощь.

Если ребенку меньше года:

  • убедитесь, что голова ребенка находится в нормальном положении, на одной линии с шеей и не запрокинута;
  • в тоже время, приподнимите подбородок ребенка, подведя кончики пальцев под подбородок. Не надавливайте на мягкие ткани под подбородком, поскольку вы можете заблокировать дыхательные пути.

Если ребенку больше одного года:

  • освободите дыхательные пути ребенка, запрокинув его голову и приподняв подбородок;
  • чтобы это сделать, положите свою руку на лоб ребенка и слегка запрокиньте его голову назад, не перемещая его из положения, в котором он находится;
  • в тоже время, приподнимите подбородок ребенка, подведя кончики пальцев под подбородок; не надавливайте на мягкие ткани под подбородком, поскольку вы можете заблокировать дыхательные пути;
  • во время оказания первой помощи ребенка нужно перевернуть на спину.

Если вы предполагаете, что повреждена шея, запрокидывайте голову осторожно, плавно, понемногу сдвигая её, пока дыхательные пути не будут открыты.

4. Сохраняя данное положение, осмотрите ребенка, проверьте его дыхание:

  • проверьте, приподнимается ли грудная клетка;
  • прислушайтесь, слышны ли звуки дыхания через нос и рот;
  • попробуйте почувствовать дыхание ребенка на своей щеке.

На эти действия у вас есть не более десяти секунд, чтобы решить, дышит ли ребенок.

5А. Если ребенок нормально дышит

  • положите его на бок;
  • следите за тем, чтобы дыхание сохранялось.

5B. Если ребенок не дышит, или его дыхание неритмично:

  • аккуратно удалите изо рта ребенка всё, что препятствует дыханию;
  • проведите первоначальные пять выдохов «рот в рот» (см. ниже);
  • пока делаете это, отмечайте любые ответные реакции ребенка: покашливание или позыв к рвоте. Это поможет оценить «признаки жизни» (смотрите ниже).

Искусственное дыхание «рот в рот» для детей младше одного года:

  • Убедитесь, что голова ребенка находится в нормальном положении и приподнимите подбородок.
  • Вдохните и охватите рот и нос ребенка своими губами, убедившись, что воздуху не пройти наружу. Если у вас это не получается, то охватите своими губами только рот, закрыв пальцами нос ребенка, чтобы не выходил воздух.
  • Равномерно выдохните в рот и нос ребенка. Выдох должен занимать 1–1,5 секунды. Если вы правильно выполняете искусственное дыхание, грудь ребёнка должна приподниматься.
  • Отнимите свои губы от носа и рта ребенка, чтобы позволить воздуху выйти наружу. Грудная клетка должна опускаться по мере выхода воздуха из нее.
  • Повторите такую последовательность действий пять раз (5 вдохов).

Искусственное дыхание «рот в рот» для детей старше одного года:

  • Запрокиньте голову ребенка и приподнимите подбородок.
  • Закройте нос ребенка, используя указательный палец, а большой палей положите ему на лоб.
  • Приоткройте его рот, сохраняя приподнятое положение подбородка.
  • Вдохните и охватите рот ребенка своими губами, убедившись, что воздуху не пройти наружу.
  • Равномерно выдохните в рот ребенка, наблюдая за подъёмом грудной клетки. Выдох должен занимать 1–1,5 секунды. Сохраная положение головы ребёнка, отнимите свои губы ото рта ребенка и наблюдайте за тем, как грудная клетка опускается по мере выхода воздуха из нее.
  • Повторите эти действия пять раз. Проверьте, что грудь ребенка приподнимается и опускается так же, как и при нормальном дыхании.

5C. Реанимация: первая помощьЕсли не удаётся добиться эффективного дыхания (грудная клетка не поднимается во время вдоха), причиной может быть преграда в дыхательных путях.

  • Откройте рот ребенка, удалите все, что может мешать дыханию под контролем зрения. Не вводите пальцы в рот вслепую.
  • Убедитесь, что голова запрокинута и подбородок приподнят нормально, но шея не слишком сильно разогнута.
  • Проведите пять попыток достичь нормального дыхания (достаточного для того, чтобы грудная клетка приподнималась). Если попытки оказались неудачными, перейдите к непрямому массажу сердца.

6. Проверьте признаки жизни

Потратьте не более 10 секунд на поиск признаков какого-либо движения, кашля или нормального дыхания (а не просто редкого, затрудненного дыхания).

7А. Если вы обнаружили признаки жизни:

  • Продолжайте искусственное дыхание до тех пор, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно.
  • Переверните ребенка на бок (позиция оживления), если он остается без сознания.
  • Часто проверяйте, изменилось ли его состояние.

7B. Если нет убедительных признаков жизни:

  • Начните непрямой массаж сердца.
  • Чередуйте искусственное дыхание с непрямым массажем сердца.

Непрямой массаж сердца: общие правила

  • Чтобы избежать давления на желудок, найдите место прикрепления к грудине нижних ребер, затем отложите от этой точки один палец вверх. Нажимайте на грудину.
  • Давите вниз примерно на одну треть грудной клетки.
  • Частота надавливания на грудную клетку должна быть около 100 в минуту.
  • После 30 нажатий запрокиньте голову ребенка, приподнимите подбородок и сделайте два выдоха.
  • Продолжайте чередовать их с частотой 2 выдоха на каждые 30 нажатий.

Хотя частота нажатий будет 100 нажатий в минуту, реальное количество будет ниже из-за пауз, необходимых для выдохов. Применение метода непрямого массажа сердца различается для детей младше и старше 1 года.

Непрямой массаж сердца детей до 1 года

  • Выполняйте нажатия кончиками двух пальцев, не рукой и не двумя руками.
  • Непрямой массаж сердца детей старше года
  • Поместите основание ладони одной руки на нижнюю треть грудины (как описано выше).
  • Приподнимите пальцы, чтобы убедиться, что давление не приходится на ребра.
  • Встаньте рядом, на уровне грудной клетки. Нажимайте на грудину прямой рукой так, чтобы опустить её приблизительно на одну треть грудной клетки.
  • Если ребенок крупный, или у вас не хватает сил, легче выполнять непрямой массаж сердца двумя сцепленными руками (положив одну кисть на другую), избегая давления на ребра (подняв пальцы вверх).

Если никто не откликнулся на ваш призыв о помощи, и вы все ещё одни, продолжайте попытки оживить ребенка около минуты, а затем снова позвоните в скорую помощь (03 со стационарного телефона, 112 или 911 — с мобильного). Затем снова вернитесь к оказанию помощи.

8. Продолжайте оживление до тех пор, пока:

  • у ребенка появятся признаки жизни (нормальное дыхание, кашель, движения руками или ногами);
  • прибудет скорая помощь;
  • вы полностью обессилите.

Все материалы сайта были проверены врачами. Однако, даже самая достоверная статья не позволяет учесть все особенности заболевания у конкретного человека. Поэтому информация, размещенная на нашем сайте, не может заменить визита к врачу, а лишь дополняет его. Статьи подготовлены для ознакомительных целей и носят рекомендательный характер. При появлении симптомов, пожалуйста, обратитесь к врачу.

Напоправку.ру 2017